Авторы Скрама Кен Швабер и Джефф Сазерлэнд долгое время изучали бережливое производство (Lean Thinking) и многие его концепции были заложены в Скрам. В том числе, метафора “озеро и камни”, в которой камни обозначают существующие несовершенства в команде и организации.
Скрам спускает воду в озере и камни становятся видны. Они некрасивы, дурно пахнут, и от них хочется как можно быстрее избавиться. У команды появляется желание вернуть воду на прежний уровень.
Скрам проявляет несовершенства в управлении продуктом и методах работы, чтобы вы могли постоянно улучшать продукт, команду и рабочее окружение (Руководство по Скраму, 2017).
Скрам не решает проблем, он лишь указывает на них. Чем больше видимых “камней”, тем больше дискомфорта, и тем больше желание убрать или изменить Скрам. И чем больше элементов Скрама отбрасывается, тем он менее полезен. Фундаментальное решение — устранение командных и организационных дисфункций. Как это выглядит на системной диаграмме:
Примеры “камней”
Например, три “камня”, с которыми часто сталкиваются команды.
Как убирать “камни”
Я рекомендую использовать инструменты системного анализа и поиска корневых причин на Ретроспективах, чтобы помочь командам перейти от быстрых к фундаментальным решениям. Главное — подсветить истинные причины проблем, существующих в командах и уход от ментальной модели “это Скрам виноват”. Есть много техник и инструментов, которые полезны, например: