На рынке Владельцами Продуктов чаще всего называют продуктовых или бизнес-аналитиков, которые пишут требования и отвечают за часть продукта: программу лояльности, CRM, онлайн-канал, часть клиентского пути.
Но это не то, как задумывал роль Владельца продукта создатель Скрама Кен Швабер.
Ни в коем случае я не задумывал Владельца Продукта как бизнес-аналитика, отвечающего за требования (Кен Швабер).
Если вы правильно определили продукт и приложили к нему Скрам, то Владельцем Продуктом неизбежно становится человек уровня Board−1 или Board - 2 (в крайнем случае).
Примеры настоящих продуктов:
Кредитование (банк):
Мебель и товары для дома (ритейлер):
Ежедневный банкинг и сбережения (банк):
Онлайн-кинотеатр (телеком):
Платежная система (финтех):
Инструменты и оборудование (торговая компания).
Настоящий Владелец Продукта определяет видение и стратегию продукта, а его успех измеряется бизнес-результатами. У него должна быть ответственность за PnL (profits & loss). Эти полномочия находятся наверху организации, их делегация вниз плохо работает. У бизнес-аналитиков не хватает компетенций и насмотренности, чтобы принимать такие стратегические решения.
Но теперь, когда у вас на борту настоящий Владелец Продукта, появляется новая проблема: этот человек невероятно занятой.
Как его разгрузить? Через делегирование. Причем делегировать можно командам, а можно, создав команду Владельца Продукта.
Делегирование командам
Владелец Продукта много делегирует командам, а за собой оставляет только самое важное. Универсального списка какие именно активности делегировать нет — всё зависит от масштаба продукта, количества команд и их зрелости. Со временем команды обучаются и могут брать на себя все больше продуктовых активностей
Делает сам
Видение и стратегия продукта
Метрики бизнес-ценности
Верхнеуровневая приоритизация проблем в Бэклоге Продукта
Управление ожиданиями критических стейкхолдеров
Решение о релизе
Можно делегировать
Дорожная карта продукта
Формулирование задач и постановка требований
Проверка бизнес-гипотез
Прояснение требований с командами
Анализ индустрии
Владелец Продукта делегирует, в первую очередь, командам, внутри которых есть экспертиза продуктового менеджмента. Хотя ею должна обладать каждая команда — чтобы добиться высокой степени адаптивности и качества, и не создавать бутылочных горлышек.
Например, в одной компании команды проводили коридорные интервью с клиентом, потому что в их составе были разработчики с соответствующей компетенцией. (На всякий случай, разработчик — это специалист с любыми навыками работы над продуктом: тестирование, маркетинг, продажи, закупки, контроль рисков.)
Делегирование команде Владельца Продукта
Еще один вариант делегирования — создание команды Владельца Продукта, которая будет его «расширением». В такую команду обычно входят продуктовые менеджеры и представители различных подразделений: рисков, юридической функции, безопасности, продаж.
так выглядела команда Владельца Продукта в финтехе
У команды Владельца Продукта есть недостатки.
Во-первых, это прокси-конструкция между Владельцем Продукта и командами— из-за неё информация может передаваться в искаженном виде.
Во-вторых, если команда Владельца Продукта берет на себя проверку гипотез и другие продуктовые активности, то забирает эту ответственность у команд и оставляет им роль фиче-фабрик. Поэтому использовать команду Владельца Продукта стоит только в том случае, если зрелость остальных команд на достаточно низком уровне, и делегировать им продуктовые активности пока рано. Рекомендуется сразу определить план и срок передачи продуктовых компетенций в команды, чтобы эта дисфункциональная структура не стала статусом кво.