Определение продукта влияет на организационные элементы: людей, компоненты, процессы и системы. Например, продукт определяет:
Владельца Продукта.
Наполнение и объем Бэклога Продукта.
Количество и состав команд.
Определение готовности (DoD).
Пользователей продукта.
Что такое настоящий продукт?
В своей практике я использую чек-лист для определения продукта:
Есть пользователи на рынке (за пределами организации).
Есть ключевые фичи, которые закрывают потребности пользователей.
Есть бизнес-модель (независимый P&L).
Продукт поддерживается системами людей, процессов и компонентов.
Коммерческие организации создают продукты и сервисы для пользователей на рынке. Часто мы забываем об этом и придумываем искусственные понятия “внутренних продуктов” или “внутренних сервисов”. Настоящие продукты и сервисы имеют бизнес-модель и создают бизнес—ценность:
Выгода для организации, выраженная в деньгах, возникшая в результате эксплуатации сервиса или продукта.
Какие бывают “продукты” в организациях
Работая много лет с большими компаниями, я наблюдал за разными Скрам-командами и продуктами, вокруг которых они организованы. Получилась вот такая классификация:
Когда организации определяют продукты вокруг компонентов, внутренних бизнес-процессов или каналов, я это называю “Ctrl-C Ctrl-V” Скрамом. Создается большое количество фейковых “Владельцев Продукта”, которые управляют фейковыми “Бэклогами Продукта”.
Это вызывает негативные последствия для организаций:
Зависимости между командами.
Вынужденную синхронизацию между “Владельцами Продуктов” и с фокусом на разрешении зависимостей.
Как следствие, дополнительные митинги.
Оторванность разработчиков от рынка и сниженная мотивация.
Лишние координационные роли (менеджеры, координаторы фич и т.д.).
Лишние выделенные группы (команда интеграции, бизнес-аналитики).
Отсутствие понимания, что же происходит на самом деле из-за дефрагментации организации.
Сниженную доставленную ценность, потому что команды не догадываются, что самое ценное в данный момент может находиться в “Бэклоге Продукта” соседней команды.
Как следствие всех предыдущих пунктов, высокий Time 2 Market и сниженная организационная гибкость.
Вы можете посмотреть отличное видео об этом по ссылке.
Широкое определение продукта
Скорость и организационная гибкость возникают в случае широкого определения продукта. Чаще всего, для больших организаций это значит переход к масштабируемому Скраму (LeSS). Этот процесс нелегкий и требует реинжиниринга структур и процессов компании, обучения людей.
Важные мысли статьи
Определение продукта влияет на системы людей, процессов, компонентов в Скраме.
Настоящий продукт имеет пользователей не рынке, ключевой функционал, закрывающий их потребности, бизнес-модель.
Классификация продуктов в организациях: компонент, бизнес-процесс, канал, мульти-канал, полноценный продукт.
Узкие определения продукта в Скраме страдают от большого количества негативных последствий.
Скорость и организационная гибкость возникают в случае широкого определения продукта.