PashaPay — это азербайджанский финтех, который запустился в 2022 году. Его миссия — позволить каждому человеку управлять своими деньгами в любом месте и в любое время. У компании есть сеть платежных терминалов million и приложение с электронным кошельком m10, или «Эм-он».
Приложение m10 и платежные терминалы million
Пользователи приложения могут переводить деньги внутри, выводить их без комиссии, принимать платежи и платить по QR-коду с кешбэком.
Особенность рынка финансовых услуг Азербайджана — в 70% операций участвуют наличные. И для PashaPay главный вызов — преодолеть недоверие к банкам и привлечь тех, кто не пользуются картами и электронными переводами в целом.
Организационный дизайн PashaPay
В компании к концу 2023 года было 600 сотрудников. Цифровое решение разрабатывали десять распределенных команд, всего около ста разработчиков. Функции бэк-офиса, поддержки, продаж, маркетинга, информационной безопасности, финансов, рисков и поддержки терминалов находились в Баку.
Организационная структура
Генеральный директор компании (CEO) возглавлял совет директоров (Executive Board), в который входили COO, CPO, CTO и CFO. За каждым топ-менеджером была закреплена своя курация. В m10 программисты, тестировщики, системные аналитики и DevOps-инженеры относились к курации CTO, а менеджеры, специалисты UI/UX, дата-инженеры, продуктовые и дата-аналитики — к курации CPO.
Ключевые проблемы:
Представители подразделений не понимали стратегию и вектор движения компании.
Отсутствие прозрачности, над чем работают команды и как приоритезируются задачи;
Рыночные подразделения (продажи / клиентская поддержка) жаловались на то, что их не слышат , а команды реализуют не самые важные фичи с точки зрения клиента.
Copy Paste Scrum
У каждой команды был набор собственных целей и локальный «Бэклог Продукта», за который отвечал локальный «Владелец Продукта».
Организация продуктовой разработки по принципам Copy Paste Scrum
низкую адаптивность на уровне продукта из-за узкой доменной специализации команд;
локальные идентификации — команды фокусировались на собственных задачах и ассоциировали себя с частями продукта. Например, это приводило к тому, что технический долг не выплачивался. Локальные “Владельцы Продукта” не были заинтересованы в улучшении существующей системы, потому что отвечали только за ее часть.
С другой стороны, текущий организационный дизайн развил довольно высокую скорость поставки: 85% фич доставлялись на рынок за 16 дней или раньше. Команды были полностью кросс-функциональными: UI/UX, разработка, тестирование, аналитика, DevOps.
Тренинг сильно повлиял на ментальные модели менеджмента. Самые острые дискуссии разгорелись вокруг паттерна команды с общим продуктовым фокусом. В итоге на второй день обучения CEO решил принять полномочия Владельца Продукта и управлять сквозным Бэклогом Продукта.
Вспоминается яркий эпизод при обсуждении потокового мышления. CEO неожиданно воскликнул: «Получается, я буду платить разработчикам за то, что они работают только 40–60% времени?! Нам нужно принять эту мысль!»
Еще одна концепция, которая зацепила топ-менеджмент — «звездная модель» Джея Гилбрейта, с помощью которой организация меняется системно и рассматривает стратегию, структуру, награды и HR-политики в целом, без локальных оптимизаций.
Для руководителей маркетинга, продаж, поддержки и функциональных лидеров из ИТ провели второй тренинг. У участников оставались вопросы, как применять принципы на практике, но они поддержали решение CEO трансформировать компанию.