Блог Scrum.ru

Обновление Руководства по Скраму 2020: Product Goal

Перевод оригинальной статьи Дэйва Уэста Scrum Guide 2020 Update: Introducing the Product Goal

Что такое Product Goal?

В обновленном Руководстве по Скраму (2020) к артефактам добавлено три пункта приверженности. Их задача — улучшить качество артефактов для повышения прозрачности. В случае с Product Backlog приверженность относится к Product Goal.
По сути, Product Goal наделяет Бэклог Продукта контекстом. Определить ее, можно ответив на вопрос: «почему мы выполняем всю эту работу?». Можно использовать ее в качестве краткой презентации на тему: «Над чем сейчас работает Скрам-команда?». Слово «Цель» выбрано не случайно, оно описывает:
  • то, к чему мы стремимся, и
  • то, что можно измерить по достижении.
В Руководстве по Скраму нет рекомендаций по подробному формированию Product Goal, поэтому Скрам-командам дается определенная свобода действий. Например, одни Скрам-команды могут работать над квартальной и очень конкретной Product Goal, а другие — выбрать амбициозную и комплексную цель. При определении Product Goal самое важное — это контекст.
Ниже представлен неполный перечень характеристик Product Goal:
  • Разработка Product Goal (как и все в Скраме) зависит от Бэклога Продукта, а Product Goal позволяет управлять развитием Бэклога Продукта.
  • В один момент времени в Бэклоге Продукта может быть только одна Product Goal. Можно назвать это «игрой слов», поскольку в зависимости от описания Цель Продукта может решать несколько задач. Однако рекомендуется ставить четкую и конкретную Product Goal.
  • Для достижения Product Goal необязательно выполнять все элементы Бэклога Продукта (PBI). Вероятно, что Product Goal будет уточняться по мере поставки определенной ценности в ходе нескольких Спринтов. Это комплексная работа, которая по своей природе неоднозначна и непредсказуема.
  • Может пригодиться такое сравнение: Product Goal относится к Бэклогу Продукта так же, как Цель Спринта относится к Бэклогу Спринта.
  • Стратегия продукта или дорожная карта продукта часто представляют собой план направленного достижения Product Goal. Разумеется, все зависит от контекста, и план можно толково описать в Бэклоге Продукта.
  • По мере создания каждого Инкремента продукт постепенно движется в направлении Product Goal. Определение ценности обусловлено контекстом. Взять, к примеру, SpaceX: Product Goal «Тяжелый Сокол» — доставить пять астронавтов на международную космическую станцию (МКС). С каждым Спринтом компания все ближе к цели, даже если фактическое использование продукта будет возможно только после запуска. Что касается других продуктов, намного легче отслеживать постепенный прогресс продвижения к Product Goal даже при наличии нескольких поставок за один Спринт.
  • Прозрачность Product Goal в Бэклоге Продукта достигается тем же способом, что и прозрачность Цели Спринта в Бэклоге Спринта. Каждая Скрам-команда сделает все необходимое, чтобы добиться этого в своей среде.
  • На Обзоре Спринта инкремент разбирается в отношении Цели Спринта и Product Goal. На Обзоре Спринта появляется контекст и можно задавать вопросы о том, насколько команда продвинулась в достижении Product Goal. Эти выводы пригодятся на Планировании Спринта, поскольку они помогают сосредоточиться и принять решения по следующему Спринту.
Таким образом, Product Goal — это лишь направление, которое обеспечивает контекст и намечает задачи для Скрам-команды и стейкхолдеров. В зависимости от контекста изменяется принцип описания, измерения, обновления и оценка Product Goal.

Можно ли менять Цель Продукта во время Спринта?

В большинстве случаев Product Goal описана так, что для ее достижения требуется несколько Спринтов. Это означает, что, как и Цель Спринта, Цель Продукта, как правило, на протяжении Спринта остается неизменной. В ходе выполнения работ Скрам-команда может обнаружить то, что делает Product Goal неактуальной, также, как может столкнуться и с тем, что делает неактуальной Цель Спринта. В этом случае дальнейшие действия определяются контекстом ситуации или среды, в которой работает команда. Одни команды прерывают Спринт (это решение принимает Владелец Продукта): они возвращаются к стейкхолдерам и сообщают им свои выводы. Другие – уточняют Product Goal и Цель Спринта и согласовывают их на следующем Обзоре Спринта. Третьи – делают что-то еще. В Руководстве по Скраму нет конкретных указаний о том, как действовать в подобных ситуациях. Предполагается, что Скрам-команда способна принять правильное решение, исходя из ситуации.

Кто определяет Product Goal?

Product Goal — неотъемлемая часть Бэклога Продукта, ответственность за который лежит на Владельце Продукта. Следовательно, Владелец Продукта отвечает за Product Goal так же, как и за Бэклог Продукта. И наконец, Product Goal в общих чертах описывает ценность работы, за которую отвечает Владелец Продукта. Руководство по Скраму содержит четкий перечень того, за что отвечает Владелец Продукта, в том числе: «разрабатывает и точно доносит Product Goal».

Как связаны Product Goal и видение?

В Руководстве по Скраму от 2017 года видение упоминается только один раз: в контексте инкремента.
«Инкремент — это шаг на пути к видению или цели».
В Руководстве по Скраму от 2020 года видение уже не упоминается, зато появляется Product Goal — более понятный и точный термин для Скрам-команды. По своей сути Скрам остается фреймворком, который побуждает команды постепенно двигаться в направлении цели — это остается неизменным. В зависимости от обстоятельств можно по-прежнему использовать документ-концепцию с более подробным представлением Product Goal или видение продукта с более общим описанием, в котором Product Goal будет первым шагом на пути к более масштабному видению.
При использовании таких терминов как «видение», «миссия» и «стратегия», контекст — наше все. Для каждой организации или человека в этих словах содержится свой контекст. Product Goal — это минимум, необходимый Скрам-команде, чтобы сформировать свой Бэклог Продукта и приступить к работе. Если в основе этой Product Goal лежит видение или подробное описание — прекрасно, но это уже выходит за рамки Руководства по Скраму.
Scrum Илья