Перевод оригинальной статьи Ralph Jocham “Roadmap ≠ Release Plan”
Автор перевода Александр Лапин (Telegram @ale5ander)
Часто дорожная карта (Roadmap) воспринимается, как то же самое, что и план релизов (Release Plan). Но на самом деле это разные вещи! Они служат для разных целей и предназначены для разных лиц.
Дорожная карта продукта отражает стратегические причины и отвечает на вопрос “Зачем” в отношении разработки. Она задаёт направление для видения продукта (Product Vision) и зачастую охватывает год и более. Как правило, она используется при внешнем взаимодействии с клиентами и заинтересованными лицами.
План релизов фокусируется на вопросах “Что” и “Когда”, детализируя расписание предстоящих релизов продукта. Обычно он охватывает несколько релизов в течение нескольких месяцев, не ограничиваясь лишь одним релизом. В основном он используется, как тактический инструмент внутри компании, чтобы координировать и синхронизировать усилия по разработке.
И дорожная карта, и план релизов имеют свою ценность. Более 2500 лет назад в своей легендарной книге “Искусство войны” Сунь-Цзы написал следующее:
«Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением».
Это две стороны одной медали. Одно зависит от другого.
Теперь я хочу поделиться своим личным мнением, и тем, как я пользуюсь ими в своей работе.
Дорожная карта
Как Владелец продукта (Product Owner), вы отвечаете за видение продукта — “Зачем” — и, как следствие, за стратегию достижения цели. Мне нравится воспринимать стратегию как вектор, указывающий нам верное направление. Видение продукта и стратегия должны быть чётко описаны и понятно изложены. Это описание, включая прошлое и лучшее будущее, должно быть понятно всем вовлеченным: как стейкхолдерам, так и людям, работающим над созданием продукта. Стратегический вектор состоит из видения продукта и ближайшей продуктовой цели (Product Goal). Предпочитаю считать, что продуктовой цели нужно достигать в течение 4-6 месяцев. Если всё идёт по плану, возможно, приближение к ней даже будут отслеживать. Сроки больше этих нереалистичны.
Стратегический вектор — это путь, по которому мы намереваемся двигаться. Однако, если появляется новая информация, мы вносим соответствующие коррективы. Видение продукта адаптируется, а не меняется. Если мы понимаем, что текущее видение продукта больше не является ценным или жизнеспособным, мы отказываемся от него. Хорошая дорожная карта — это мощный инструмент коммуникации.
План релизов
План релизов, как следует из названия, — это план наших будущих релизов. Он содержит ответы на вопросы “Что” и “Когда”. Это документ с более коротким временным горизонтом. Он предназначен для людей, которые активно участвуют в разработке продукта. Обычно он объединяет разрабатываемую функциональность в запланированные релизы. Это позволяет командам синхронизироваться друг с другом для планирования своей работы вокруг релизов. Для менеджеров проектов план релизов — это инструмент управления горизонтальной интеграцией всех вовлечённых сторон. Иными словами, план релизов — это инструмент для внутренней координации.
Важна ли дорожная карта? Да, безусловно.
Важен ли план релизов? Да, при необходимости!
Чем больше пунктов из списка ниже вам подходит, тем нужнее для вас план релизов:
- Компонентные “продукты” — т.е. ненастоящие продукты, ориентированные на потребителей и имеющие прибыль и несущие убытки, а компоненты (зачастую от сторонних поставщиков), которые нужно интегрировать. В таких случаях часто требуется менеджер проектов, отвечающий за горизонтальную интеграцию.
- Неправильный орг. дизайн — продукты разбиты на части в рамках существующей структуры, что приводит к созданию команд для компонентов. Команды должны быть организованы вокруг потоков создания ценности, необходимых для продукта.
- Недостижение статуса “Готово” к концу спринта — это должно происходить хотя бы раз за спринт (см. эту статью про Definition of Done). На самом деле, у опытных команд всегда есть готовый к релизу продукт.
Как только ваши внутренние возможности и структура будут в порядке, вы сможете выпускать релизы чаще. Если сможете выходить в релиз раз в день, тогда зачем вам план релизов? Ваша организация — это и есть план релизов! Выход в релиз — это решение бизнеса. Мы отходим от технических релизов и переходим к релизам, ориентированным на конечный результат.
Если вы полагаетесь только на план релизов, проанализируйте ситуацию и определите, что вам следует улучшить. Потому что чем меньше вы зависите от плана релизов, тем более гибкими вы становитесь.