Скрам-команды, использующие профессиональный Канбан, в конце Спринта могут иметь начатую, но незавершенную работу, потому что работают в потоковом стиле. Плохо это или хорошо? Все зависит от того, что вы оптимизируете и какие организационные способности развиваете. Для начала вынесем Цель Спринта за скобки. Предположим, что она достигается. Давайте сравним две команды. Обе используют профессиональный Канбан со Скрамом, но первая завершает всю работу к завершению Спринта (WIP = 0), вторая нет (WIP > 0).
WIP = 0, высокая адаптивность, но страдает предсказуемость
Скрам-команда, которая подходит с WIP = 0 к Обзору Спринта, может резко изменить направление разработки, сразу подхватив элементы, которые принесет Владелец Продукта к следующему Планированию. Когда нет незавершенной работы, можно сразу переключиться на новую работу без потерь и переключений.
Так может выглядеть доска команды, которая завершила всю работу к концу Спринта
Команды, завершающие всю работу к концу Спринта, развивают высокую адаптивности:
Адаптивность — способность менять направление, переключаясь быстро и дешево между различными типами работ, создавая максимальную ценность.
Важно отметить, что развитие высокой степени адаптивности приводит к тому, что снижается предсказуемость. Почему? Если команда целится на завершение всей работы, то в последние дни итерации первые шаги процесса неизбежно испытывают голод, ведь команда перестает пополнять систему новой работой.
Так может выглядеть доска команды, завершающая всю работу в Спринте, в последние дни итерации
А это значит, что поток прерывается, и в следующем Спринте первые дни пропускная способность, скорее всего, будет равна нулю (Throughput = 0), пока система не заполнится снова, что снижает предсказуемость.
WIP > 0, высокая предсказуемость, но страдает адаптивность
Скрам-команда, которая к концу Спринта имеет WIP > 0 и работает в потоковом стиле, развивает предсказуемость, но жертвует адаптивностью. Почему? Если Владелец Продукта на Обзоре Спринта резко сменяет приоритеты, но вся незавершенная работа становится потерями. Команде придется выбросить всю работу, в которую было вложено много сил.
Так может выглядеть доска команды с фокусом на предсказуемости в последние дни Спринта (поток не прерывается и система продолжает пополняться)
Как развивать высокую адаптивность и предсказуемость одновременно ?
Самые зрелые Скрам-команды развивают адаптивность и предсказуемость одновременно. Как? Они работают в небольшими рабочими пакетами в режиме Swarming: one-piece flow. Это высший пилотаж. Доска таких Скрам-команд выглядит обманчиво примитивно и состоит из трех колонок .
Команды, работающие в стиле Swarming: one-piece flow, имеют обманчиво примитивную доску
Важно понимать, что работа в однопоточном режиме (WIP = 1), возможно, негативно влияет на пропускную способность команды (Throughput) и ее продуктивность, но это не страшно, потому что в комплексной среде оптимизация скорости обучения (Lead Time, Time2Learn) важнее продуктивности.
Подытоживаю. Скрам-команды, использующие профессиональный Канбан для оптимизации потока в Спринте, обычно выбирают одну из двух стратегий:
- Стремятся к “обнулению” доски к концу Спринта (WIP = 0), развивая высокую адаптивность и жертвуя предсказуемостью;
- Работают в потоковом режиме, что приводит к WIP > 0 к концу Спринта, и развивают предсказуемость, но снижают адаптивность.
Самые же зрелые Скрам-команды развивают адаптивность и предсказуемость одновременно, работая небольшими рабочими пакетами в стиле Swarming: one-piece flow (WIP = 1).
Какую стратегию выберете вы?