Дальнейшие шаги по внедрению LeSS
Летом 2017 года я посетил в Милане мастер-класс Крэга Лармана по LeSS. Одна из самых запомнившихся рекомендаций звучала так: «Думай как политик, а не как инженер». Хотя Владелец Продукта подталкивал меня внедрить LeSS как можно быстрее, совет Крэга помог мне притормозить внедрение. После успеха пилотной фиче-команды я увидел, что уровень доверия со стороны менеджмента вырос. К тому времени мы получили полную поддержку от руководства компании. Круто! С другой стороны, я понял, что многие разработчики из компонентных команд скептически относились к идее LeSS. Мы решили обучить их, чтобы перемены в компании были добровольными, а не вынужденными (руководство «Три принципа внедрения»).
Бэклог трансформации
В группу по трансформации компании вошли Владелец Продукта, несколько добровольцев из группы производства, Скрам-мастер пилотного проекта и я сам. Вот как выглядели некоторые задачи:
- провести сертифицированный тренинг по основам LeSS (Certified LeSS Basics, CLB);
- провести несколько семинаров в формате Lean Coffee для ответов на частые вопросы по LeSS;
- создать первоначальный Бэклог Продукта;
- создать HitMap;
- организовать мастер-класс по самостоятельному формированию команд;
- сформулировать цель для совершенствования;
- выбрать Скрам-мастеров в командах;
- разработать Критерии Готовности (DoD);
- запустить работу сообществ и найти компонентных менторов;
- провести первоначальное Уточнение Бэклога Продукта (PBR).
Если вспомнить, то мы потратили полтора месяца, чтобы подготовить изменения и создать подходящую для внедрения LeSS организационную структуру.
Изучение фреймворка LeSS
Поскольку все уже прошли тренинг по основам Скрама, я думал, что однодневного тренинга Certified LeSS Basics и нескольких встреч в формате Lean Coffee будет достаточно, чтобы люди были готовы к Скраму. Я ошибался. Теперь я убеждён, что лучше потратить несколько дней на изучение LeSS до того, как вводить новую организационную структуру. Люди должны хорошо понимать принципы, на которых основан LeSS. Нужно по крайней мере несколько дней, чтобы показать, что в основе правил LeSS лежит бережливое производство, теория очередей и системное мышление (руководство «Три принципа внедрения»).
Сразу же в первом Спринте проявились старые привычки и тенденция к оптимизации индивидуальной производительности. Надо было потратить некоторое время на практику системного мышления с разработчиками и создание нескольких системных диаграмм (Causal Loop Diagram, CLD). Разница между людьми, которые арендуют процесс и владеют процессом, огромна. К тому же некоторые темы более полно раскрываются в ходе именно трехдневного тренинга.
Координация была самой острой темой. Люди не верили, что можно координировать свою работу с помощью простых руководств (руководства «Просто разговор», «Коммуникация в коде», «Сообщества» и «Открытое пространство»), потому что привыкли к традиционной схеме с узкими специалистами и выделенными координаторами. В начале тренинга разработчики заполнили три флипчарта вопросами по координации работы. Я попросил сделать простую табличку: первая колонка — «Что координировать», вторая — «Методы координации». После того, как мы разобрали все практики координирования работы в LeSS, я попросил участников заполнить правую колонку подходящими методами.
Тренинг дал людям общее представление о LeSS. Участники получили ответы на большую часть вопросов. Но я всё равно чувствовал, что это давало лишь поверхностное представление. Жаль, что я не настоял на более глубоком погружении в принципы LeSS с построением системных диаграмм. Это могло бы привести к лучшему принятию и пониманию системного мышления, теории очередей и лин-мышления.