Перевод оригинальной статьи Джейсона Уипа “How to develop T-shaped people”.
Предположим, мы согласны с тем, что Т-специалисты — ценные сотрудники. Что мы можем сделать, чтобы вырастить их в нашей команде?
Самое эффективное — это начать обучение на задачах из смежных процессов
Обучение Т-специалиста требует времени. Лучше всего начать с выполнения в ходе работы задач из смежных областей, то есть при любом удобном случае передавать роль от одного человека другому. Такое обучение на смежных задачах помогает сгладить передачу ролей.
Такое обучение на смежных задачах помогает сгладить передачу ролей.
Изучать смежные области проще всего, используя навыки, подобные тем, которыми специалист уже владеет
Приобретать новые навыки и изучать новые технологии проще, если они похожи на те, которые мы уже знаем. Это хороший способ для команды начать заниматься смежными задачами, если ее участники настроены скептически.
Сделайте разницу между смежными областями заметной
Стремление устранить зависимости от узких специалистов («фактор автобуса») — отличный аргумент в пользу изучения смежных областей.
Если команда будет четко осознавать дефицит знаний и навыков, это вдохновит людей повышать квалификацию в тех смежных областях, где меньше всего специалистов. Для демонстрации изучения смежных областей я обычно использую такую матрицу:
Матрица изучения смежных областей показывает, где знание смежных областей больше всего поможет снизить зависимость от узкого специалиста.
Изучение смежных областей можно значительно ускорить за счёт парной работы
Парная работа, особенно так называемая работа в смешанных парах («promiscuous pairing») способствует очень быстрому изучению смежных областей.
Если участники команды не хотят работать в парах все время, альтернативным вариантом будет поощрять парную работу над задачами, навыки для решения которых есть лишь у одного-двух сотрудников.
Кросс-функциональные команды способствуют изучению смежных областей
Когда работа разбивается на задачи на основе результатов, представляющих конечную ценность, для их выполнения обычно требуются различные навыки. И это способствует изучению смежных областей.
Когда работа разбивается на задачи на основе необходимых навыков, это обычно способствует специализации.
Обобщенные названия должностей снижают значимость специализации
Специализированные названия должностей, такие как «фронтенд-разработчик», «бэкенд-разработчик» и т. п., поощряют людей выбирать себе специализацию. Напротив, более общее название должности, например, просто «разработчик», оставляет простор для выбора.