Блог

Сострадательное лидерство

Перевод оригинальной статьи Прими Качеро "Compassionate Leadership Explained"
Лидеры-служители ведут за собой, проявляя смирение, сочувствие и сострадание. Они наводят мосты между людьми и группами и вдохновляют рабочую культуру увлеченных людей.
Но что значит быть эмпатичным и сострадательным как лидер? И что отличает сострадание от эмпатии?
Прими Качеро, фасилитатор Management 3.0 из Испании, объясняет, что значит быть сострадательным лидером, и как вы можете практиковать больше сострадания в своей повседневной деятельности.

Эмпатия vs. Сострадание

Эмпатия — это способность понимать эмоциональную жизнь другого человека, почти во всей ее сложности, как когнитивно, так и эмоционально. Эмпатия создает ощущение понимания другой стороны. Это инстинктивное, укорененное в нашем мозгу чувство, которое в психологии называют когнитивной эмпатией. Большинство людей подразумевают именно это, когда говорят об эмпатии.
Однако это только одна часть эмпатии, другая — эмоциональная эмпатия. Профессор психологии Йельского университета Пол Блум говорит: "Последние исследования в области нейронауки и психологии (не говоря уже о том, что мы можем наблюдать в повседневной жизни) показывают, что эмпатия делает нас предвзятыми, межплеменными и часто жестокими".
Это стремление не только понять другого человека, но и почувствовать его боль; это и есть эмпатия, которую нужно развивать. Очень важно улучшить это в рабочей среде, давать возможность раскрыть потенциал работникам и помочь им стать более устойчивыми.
С другой стороны, сострадание — это желание бескорыстно помочь человеку, когда он попал в беду. Яркий пример: человек на улице роняет корзину с покупками, а вы помогаете ему ее поднять, даже если это означает, что вы опоздаете на автобус, на котором должны поехать на работу.
Это происходит потому, что под состраданием понимается эмпатическое понимание чувств человека (эмоциональная эмпатия), сопровождаемое добротой (природная склонность или тенденция делать добро) и альтруизмом (бескорыстное стремление к благу других), которое позволяет уменьшить боль другого человека. Сострадание порождает чувство бескорыстной помощи другому.
"Мудрость без сострадания — это жестокость, а сострадание без мудрости — это безумие" Фред Кофман

Почему сострадательное лидерство важно?

Благодаря развитию эмоциональной эмпатии, сострадание должно создать эмоциональную дистанцию между человеком и ситуацией. Эта эмоциональная дистанция позволяет не впадать в предвзятость, например, относиться к своей команде лучше, чем к остальным, из-за близости и осознавать, что нужно относиться ко всем одинаково.
Мы можем стать более жизнестойкими благодаря состраданию, помогая себе и другим восстанавливаться после проблем с обучением и улучшать общее благополучие (ЕС выделит 5,1 млрд евро в течение следующих семи лет на помощь в повышении жизнестойкости в сфере здравоохранения).
Сострадание в этот момент создает честность и прозрачность, создавая более психологически безопасную рабочую среду и укрепляя личные и профессиональные связи.
Это также позволяет сосредоточиться на внешнем, на клиенте и его боли, а также на том, как помочь ему с помощью продукта или услуги, смягчить или преодолеть его боль, удовлетворив его потребности.
Сострадание может позволить нам повысить мотивацию и вовлеченность наших сотрудников и клиентов, способствуя созданию новой, более продуктивной рабочей среды.
Люди чувствуют себя более уверенными и защищенными, ценя возможность действовать самостоятельно, получая и оказывая помощь другим.
Сострадание способствует более высокому уровню удержания сотрудников через их руководителей. Люди чувствуют себя более вовлеченными, защищенными и готовыми сотрудничать на равных. Сострадание разрушает иерархические или пирамидальные барьеры организации.

Примеры сострадательных лидеров

Нельсон Мандела и Махатма Ганди — два самых известных сострадательных лидера в истории человечества.
Во время COVID-19 сострадательное лидерство проявилось во всех областях: распределение продуктов питания в местах, где люди не могли покинуть свои дома, приложения и системы доставки продуктов на дом соседями, которые выступали в роли сострадательных лидеров для людей преклонного возраста, и т.д.
"Трудно практиковать сострадание, когда мы боремся с нашей аутентичностью или когда наша собственная ценность находится в дисбалансе" Брене Браун
Самым известным случаем на кинематографическом уровне в последнее время стал пример доктора Эрика Манхеймера, сериал "Новый Амстердам", основанный на биографии доктора, директора больницы округа Кингс в Бруклине, его фраза: "Чем я могу вам помочь?". В этом и заключается суть сострадательного лидера.

Какие черты присущи сострадательному лидеру?

Что делает лидера сострадательным лидером? Давайте рассмотрим некоторые из характеристик:
  • Активное слушание. Сострадательные лидеры слушают свои команды. Но они также сигнализируют, что полностью слышат то, что им говорят, постоянно проявляя внимание и эмпатию.
  • Смирение. Это человеческая добродетель, присущая тем, кто осознал свои ограничения и слабости и действует в соответствии с ними.
  • Принятие. Сострадательные лидеры признают, что у каждого человека и клиента есть своя личная жизнь с заботами вне работы.
  • Эмоциональная эмпатия. Сострадательные лидеры стремятся понять другого человека и почувствовать его боль как свою собственную.
  • Доброта. Сострадательные лидеры хотят делать добро для других людей.
  • Альтруизм. Сострадательные лидеры совершают акты доброты, не ожидая ничего взамен от других.

Инструменты для сострадательных лидеров

Личные карты и календарь Нико-Нико: активное слушание — это первый шаг к состраданию. Эти инструменты позволят вам лучше узнать людей.
Ценностные истории вместе с картами импровизации для сторителлинга: выявление реальных историй и наблюдение за тем, как наши коллеги выражают себя и какие ценности они несут, помогает нам создать тягу к развитию сострадательного лидерства в них самих и внутри себя. Они служат нам для того, чтобы проявлять сострадание и чувствовать пульс наших команд как часть умения слушать, необходимого для сострадания.
Попробуйте чаще действовать следующим образом:
  • Вызывайте улыбку у людей, испытывающих стресс (это один из 12 шагов к счастью!);
  • Предотвращайте выгорание команды с помощью перерывов в течение дня;
  • Дарите карточки Kudo достойным членам команды после выполнения чрезвычайно напряженной или творческой работы, которая бросила им вызов или вывела из зоны комфорта;
  • Проводите Lean Coffee или корпоративные “посиделки";
  • Исследуйте проблемы с помощью практики "время проблем".
Во многих случаях в своей работе мы постоянно сталкиваемся со страхом. Страх перед неизвестным, перед новым продуктом, услугой или проектом. Именно в такие моменты можно проявить себя как сострадательный лидер, помогая смягчить или преодолеть страх с помощью этих техник.
Эти инструменты позволяют нам исследовать проблемы и развивать навыки, которые делают нас сострадательными, развиваясь как люди и профессионалы с новым лидерством: сострадательным лидерством.
Фото Джулии Бертелли на Unsplash