Блог Scrum.ru

Разделение (митоз) Скрам-команды. Часть 2.

Статья опубликована с разрешения автора Катерины Вековой, Скрам-мастера ManyChat.
Привет! Меня зовут Кейт, и я работаю Скрам-мастером в ManyChat. Этой осенью у меня была крутая возможность разделить одну кросс-функциональную команду из 11 человек на две новые команды. Про подготовку к разделению команды вы можете прочитать в первой части статьи.
1.Разминка
Это отправная точка любых командных активностей. Разминка помогает создать безопасную среду для дальнейшей работы и зарядиться энергией. Особенно важно проводить разминку после долгого отсутствия живого общения между членами команды.
Для разминки мы использовали Освобождающую Структуру «Спонтанный Нетворкинг» со следующими открытыми вопросами:
  • Мой самый большой вопрос на сегодня ...
  • Сегодняшнее мероприятие пройдет успешно, если ...
2. Открытие
На этом шаге я поделилась с командой с заранее подготовленной повесткой дня и нашей главной целью. Вместе мы обсудили, когда лучше организовать перерывы, как мы будем взаимодействовать с участником в Zoom и другие организационные вопросы.
Мы пришли к следующим договоренностям:
  • работаем по правилу 50/10, где каждые 50 минут работаем и отдыхаем 10 мин;
  • обеденный перерыв в 14:00;
  • выбрали человека, который буквально будет носить ноутбук с участником команды в Zoom в течение дня.
3. Обзор Бэклога Продукта и разделение на новые команды
Эта активность в нашей повестке позволила изучить элементы верхушки Бэклога Продукта и понять, какие компетенции потребуются для предоставления ценных фич в ближайших Спринтах.
Этот этап позволил сформировать две автономные кросс-функциональные команды, способные выбирать ориентированные на пользователя элементы из Бэклога Продукта и доводить их до состояния Done самостоятельно.
На этом этапе мы проделали следующее:
  1. Проанализировали верхушку Бэклога,
  2. Посмотрели на необходимые компетенции,
  3. Посмотрели на актуальные компетенции и выявили зоны для обучения и найма,
  4. Запустили круг самоорганизации: участники посмотрели на то, в какой команде хотят быть,
  5. Проверили уровень поддержки.
4. Координация между двумя командами
Я предложила ребятам договориться, как будут взаимодействовать две новые команды. Мы разделили флипчарт на две части: первая часть — что и где нужно координировать двум командам, вторая часть — какие инструменты и техники использовать. Участники команды работали в группах по три человека и высказывали свое мнение после 7 минут групповой работы.
Чтобы помочь командам заполнить вторую часть флипчарта, я распечатала карточки с событиями и техниками координации, которые они могли бы использовать. В карточки входили способы координации, предложенные в LeSS фреймворке.
Это упражнение помогло нам прийти к следующим договоренностям:
  • Одна или две мультикомандные PBR в Спринте, которые позволят обмениваться знаниями и поддерживать экспертность кросс-функциональных команд;
  • Команды начинают Спринт с общего Планирования Спринта, а затем будут уходить на однокомандное событие Планирование Спринта-2;
  • Команды попробуют делиться своим прогрессом в Спринте с помощью сообщений в общем канале Slack. Если они почувствуют, что их цель Спринта находится под угрозой, то они будут использовать технику Just Talk для более быстрой координации между двумя командами;
  • Дизайнер будет выполнять роль Скаута и Путешественника, при этом оставшись участником одной команды;
  • Проводить Общую Ретроспективу, где представители двух команд будут собираться для обсуждения системных улучшений.
5. Запуск двух новых команд
После совместного обеда пришло время провести официальный запуск (кикофф) двух новых команд. Это важное мероприятие, которое помогает новой команде впервые собраться вместе, договориться о правилах игры и поговорить о своих ценностях в командной работе.
Так как я не могла быть на двух кикоффах одновременно, я попросила Владельца Продукта побыть фасилитатором кикоффа в одной из команд.
Для основной части запуска мы использовали пирамиду Дилтса, которая была разделена на две части для первых трех уровней, чтобы показать настоящее и будущее новой команды.
В результате работы на первых трех уровнях пирамиды участники:
  • Пришли к пониманию своих ролей внутри команды в настоящий момент и через 3 месяца,
  • Синхронизировали свои навыки и преимущества в настоящем и в будущем.
Затем мы поднялись на верхние уровни пирамиды, чтобы поговорить о ценностях команды. Мы использовали
Освобождающую Структуру ТРИЗ: члены команды вспоминали свой худший опыт в предыдущих командах и действия, которые делали этот опыт разрушительным. Участники смогли открыто поговорить о своих ценностях и договорились о конкретных действиях, которые будут поддерживать эти ценности в будущем.
Последний уровень пирамиды посвящен идентичности команды, и тут мы начали генерировать идеи для названия новой команды. Для этого мы просто записали идеи на стикерах, а затем проголосовали точками за лучшие из них. Так в одной комнате родилась команда MFT, а в другой — команда KiloWat. 🎊
6. Встреча двух команд и ретроспектива
После перерыва мы снова сошлись в одном месте в новых составах команд. Мы поделились важными новостями: названиями команд, историями с запуска и договорились о всех событиях команд в календаре.
Чтобы осмыслить опыт дня, насыщенного активностями, мы провели небольшую Ретроспективу, на которой все поделились тем, что было самым ценным для них в этот день.

Советы при проведении митоза

  • Заранее договоритесь с Владельцем Продукта об этапах разделения команд и материалах, которые вам потребуются в течение дня.
  • Обязательно делайте перерывы каждые 50 минут, даже если вы вышли за тайминг.
  • Заранее подготовьте две-три техники для первой общей ретроспективы.
  • Пригласите еще одного Скрам-мастера на запуск новых команд. Это также может стать отличной возможностью собрать объективную обратную связь от другого Скрам- мастера о динамике новой команды.
Я надеюсь, что эта статья будет полезна в вашем уникальном опыте с Скрам-командами. Расскажите в комментариях к посту в FB, с какими проблемами вы сталкивались или сталкиваетесь прямо сейчас при разделении команды, или поделитесь своими успехами.
Scrum Фасилитация