Блог Scrum.ru

Фасилитация Overall Retro

Если вы уже знакомы с масштабируемым Скрамом (LeSS), то для вас не секрет, что Общая Ретроспектива обеспечивает работу эмпирического контроля на уровне всей системы (продуктовой группы и организации). Мы инспектируем взаимоотношения, инструменты и процессы на уровне системы. На Ретроспективе присутствуют представители от команд, Владелец Продукта, менеджеры и Скрам-мастера, которым нужно основательно подготовиться. Эта статья поможет вам провести Общую Ретроспективу позитивно и продуктивно!

Тупые игры

Мы часто недооцениваем разминку, а она необходима чтобы “расшевелить” аудиторию и создать позитивную атмосферу. В этот раз провели разминку с цифрами. Для разминки мы приготовили наборы цифр от 0 до 9 (количество наборов зависит от числа участников) и числа, как показано на фотографии.
Каждый участник получил свою цифру. Когда ведущий демонстрировал число, участникам нужно было как можно быстрее сформировать число. Выиграла команда, которая быстрее всех 5 раз сформировала числа верно.

Цель и агенда встречи

После разминки напомнили участникам о том, зачем проводится Общая Ретроспектива и проговорили агенду события. Это необходимо делать для того, чтобы сфокусировать участников на обсуждении системных проблем, исключая разговор об инкременте или проблемах командного уровня.

Темы для Общей Ретроспективы

Используйте различные информационные радиаторы на командных Ретроспективах, чтобы собрать темы для Общей Ретроспективы. Мы заранее собрали темы и выписали их на стикерах, которые наклеили на флипчарты.
Так как на командных Ретроспективах не было Владельца Продукта и менеджеров, нужно было собрать темы и у них. Мы использовали технику Walk the Gallery: попросили участников объединиться в пары и ознакомиться с флипчартами с темами с командных Ретроспектив и добавить новые, если необходимо. На эту активность было выделено 5 минут.

Кластеризуйте и расставьте приоритеты

Тем для Общей Ретроспективы, на первый взгляд, оказалось много. Мы использовали освобождающую структуру “Fishbowl UX”, чтобы объединить похожие стикеры. У нас было 3 раунда по 3 минуты, после чего кластеры были сформированы и названы. На пару участников мы выдали по 7 общих точек. Задача участников была обсудить кластеры и распределить 7 точек между ними. Можно было поставить все 7 на один кластер или распределить между несколькими. Ребята торговались и выбирали стратегию. В топ для обсуждения попало 4 кластера.

Работайте в малых группах

Мы спросили у участников, кто будет лидировать обсуждение каждого кластера. Затем четыре лидера организовали свои станции с темами. Мы задали ограничение на количество участников (3 человека) и “проголосовать ногами” за первую тему для обсуждения. На первый раунд обсуждения мы дали 15 минут. Участники на станциях использовали все знакомые им форматы для обсуждения: 5 почему, fishbone, просто обсуждение в открытой дискуссии и тд. Итогом обсуждения на станциях должен был быть план действий по решению проблемы, а решения соответствовать критериям, изображенным на флипчарте.
Через 15 минут мы попросили перейти на следующую по часовой стрелке станцию всех, кроме лидеров станций. Следующий раунд длился 7 минут. После него начали появляться решения. Для того чтобы дать возможность другим участникам принять участие в анализе и решении проблем, мы сделали еще два дополнительных раунда по 5 минут. В завершении мы попросили проверить, соответствуют ли решения обозначенным критериям и приготовиться презентовать.

Презентация и принятие решений

Представители от станций по очереди представили итоги обсуждения кластеров, а участники в форме римского голосования (палец вверх, вниз, в сторону) выразили свою степень поддержки решений. Так как решения создавались всеми участниками, мы не заметили ни одного пальца вниз! Представители команд получили задание поделиться с товарищами решениями с Общей Ретроспективы, а мы приступили к закрытию встречи.

И снова тупые игры

Мы снова предложили участникам поиграть. На этот раз задание было следующее: нужно собрать 25 “дай пять” за 45 секунд. Ограничение состояло в том, что нельзя “получить 5” подряд у одного и того же участника. Фантазия участников не знала границ 🙂 На такой позитивной ноте мы завершили Общую Ретроспективу.
Общая Ретроспектива прошла динамично и мы получили хорошую обратную связь от участников. Мы будем рады услышать истории о том, как вы проводили события Скрама или LeSS. Делитесь своими историями в комментариях 🙂
Друзья, если вас заинтересовала тема масштабируемого Скрама (LeSS) и вы хотите глубоко в нем разобраться, мы будем рады видеть вас на нашем тренинге

Где черпать вдохновение

Фасилитация Scrum Евгения