Блог Scrum.ru

Стратегия и полезные фреймы для ее создания

Стратегия — древнегреческое слово, которое представляет собой комбинацию двух других: statos (“войско”, “нечто рассеянное, распределенное”) и agein, что означает “вести, двигать вперед”. Получается, что стратегия — это искусство полководца, который способен собрать разрозненное воедино.
Стратегию используют в двух случаях. Во-первых, когда ресурсы ограничены и нужно сделать ставку, которая повысит вероятность успеха.

Стратегия — это способность сосредоточить ограниченные ресурсы там и тогда, где и когда их применение может обеспечить решающий эффект для достижения поставленной цели (Сильная стратегическая сессия, Константин Борисов)

Во-вторых, когда перед нами нетривиальная цель без очевидного способа достижения, что типично, если мы находимся в в комплексном домене (модель Кеневин).
Стратегия, в отличии от тактики, не содержит конкретных шагов и деталей реализации. Стратегия описывает концептуальный механизм достижения цели. Кроме того, ее наличие не гарантирует, что цель будет достигнута.

Стратегия — способ достижения сложной цели (Карта Гипотез, Александр Бындю)

Давайте посмотрим на нескольких примеров стратегии из истории.
  • Троянская война (стратегия греков): притворившись, что греки возвращаются домой, проникнуть обманом в город и застать троянцев врасплох;
  • Война 1812 г. (стратегия Кутузова): основными силами двигаться южнее войск Наполеона и угрозой возможного обхода и перерезания линий снабжения, вынуждать неприятеля ускорять темп отступления, одновременно закрывая выход к южным губерниям;
  • Бой “Грохот в джунглях” (стратегия Али): измотать соперника, работая в первых раундах от защиты, и нанести решающий удар в концовке.
Обратите внимание, что стратегия не описывает конкретного способа реализации и не включает в себя задачи: “построить троянского коня”, “покинуть лагерь” и т.д.

Цель и задачи это НЕ стратегия

Может быть, мне не везет, но большинство компаний, с которыми мне приходится иметь дело, не имеют стратегии. Хотя главная задача топ-менеджмента — создание стратегии и ее коммуникация в компании / подразделении.

типичный результат OKR-сессии

Многие компании проводят так называемые стратегические сессии, но на выходе имеют лишь цели в формате OKR или любом другом формате и списки задач (дорожная карта), которые затем распределяются между подразделениями.
Но я не могу назвать такой формат полноценной стратегией. Почему? Хорошая стратегия описывает концептуальный механизм достижения цели и должна поддерживать гибкость планов (задач). Мне хочется, чтобы стратегия в явном виде содержала гипотезы, а также способствовала проведению быстрых и дешевых экспериментов. Почему гипотезы? Стратегия это ставка. В комплексной среде, где больше неизвестного, чем известного, приходится экспериментировать и ошибаться, анализировать результаты, и снова пробовать.
Какие форматы могут быть полезны? Рассмотрим три.

Три полезных фрейма для стратегии

Для создания стратегии я использую три полезных фрейма, смешивая их по необходимости.

Карта гипотез

Один из лучших, инструментов для создания стратегии.

стратегия в формате “Карты гипотез”

Название говорит само за себя. Сердцем инструмента являются гипотезы, которые описывают концептуальный механизм достижения цели. Карта гипотез великолепно поддерживает гибкость стратегии и планов. Не сработала одна гипотеза — запускаете следующую, избегая фиксированной дорожной карты в виде задач. Карта гипотез лаконична и служит прекрасным средством коммуникации. С помощью нее можно выровнять компанию горизонтально и вертикально. Узнать больше про Карту гипотез можно в базе знаний о методе. Вы также можете посетить однодневный онлайн-тренинг,

Business Model Canvas

Также известен под названием “стратегический канвас Остервальдера”.

Стратегический канвас Остервальдера

Канвас раскладывает по полочкам жизнь организации по девяти категориям: клиенты, ценностное предложение, партнеры, каналы, расходы / доходы, основные активности, ресурсы, взаимодействие с клиентами. Девять блоков дают целостную картину того, что представляет из себя компания / продуктовое подразделение.
Мне нравится использовать этот фрейм вместе с картой гипотез. Вначале я прошу участников стратегической сессии детально описать нынешнее положение дел с помощью канваса. Они берут шаблон и заполняют все девять ячеек. Следующим шагом перед группой ставится задача: давайте придумаем гипотезы, которые помогут оптимизировать конкретные участки и приблизиться к цели.

Фрейм Лафли

Модель была создана в 2015 году и описана в книге Playing to Win. Фрейм содержит всего пять вопросов, на которые участники в ходе сессии должны дать ответ:
  • К какой победе мы стремимся? Тут описывается цель и главная причина, почему команда собирается на стратсессию.
  • На каком поле мы будем вести игру? Про рынок и конкурентов. Продукты, услуги и каналы распространения, портрет клиента.
  • Какими способами мы победим? Здесь набрасываются рабочие гипотезы или ставки, которые потенциально приведут к намеченной цели.
  • Какие способности у нас должны быть? Разные стратегии ведут к различным организационным способностям. Например, одним компаниям нужно развивать радикальную адаптивность, другим предсказуемость и так далее.
  • Какие системы менеджмента нам нужны? Тут команда отвечает на вопрос “Как мы сами должны измениться?”. Возможные изменения в организационном дизайне (структура, процессы, награды, HR-политики).
Фрейм Лафли можно использовать вместе с Картой Гипотез и канвасом Остервальдера. Обратите внимание, что последние два вопроса в фрейме несколько выходят за рамки того, что привычно считается стратегией.

Основные мысли

  • Стратегию используют в двух случаях: когда ресурсы ограничены и для движения в комплексной среде;
  • Стратегия — способ достижения сложной цели;
  • Стратегия не описывает конкретного способа реализации и поддерживает гибкость планов;
  • Хорошая стратегия в явном виде содержит гипотезы;
  • Цели (ORK) и задачами (дорожная карта) нельзя назвать полноценной стратегией;
  • Есть три полезных фрейма для создания стратегии: Карта гипотез, канвас Остервальдера, модель Лафли.
Продукт