Блог

Создавайте собственную модель, а не коробочные решения

Создавайте собственную модель, а не коробочные решения

Одна из распространенных ошибок, которые допускают менеджеры при редизайне организации это использование коробочного решения, которое не учитывает контекст компании и ее уникальные стратегические цели. Например, SAFe, Spotify Model, LeSS.
Например, Spotify это модель организационного дизайна шведской моно-продуктовой компании, которая занимается разработкой музыкального плеера. Наивно полагать, что модель подойдет, скажем, для российского телекома или банка с продуктовым портфелем, другим рынком и стратегическим фокусом. С таким же успехом можно посоветовать начать курить сигары руководителям, если выяснится, что CEO Spotify ими увлекается.

У эффективных компаний организационная структура соответствует их окружению и рынку (Николай Воррен, Организационный дизайн).

Например, компания находится на стабильном и зрелом рынке, и ее клиенты ценят надежные недорогие продукты. Вероятно, стратегический фокус будет заключаться в операционной эффективности. Процессы будут формальными и стандартизированными. Организационная структура централизованная, а мандаты подразделений четко определенными и стабильными.
Другой пример. Динамичный и высококонкурентный рынок, на котором предпочтения клиентов меняются. Компания будет иметь продуктовый стратегический фокус, постоянно совершенствовать продукты и реагировать на действия конкурентов. Организационный дизайн будет децентрализованным с автономными продуктовыми командами, которые берут на себя ответственность за выявление потребностей клиентов и быструю доставку ценности.
Подход к дизайну организации
Процесс дизайна, который учитывает уникальный контекст организации, выглядит так:
  1. Изучение стратегии и стратегического фокуса. Изучение контекста компании, ее стратегических целей и организационного дизайна. Важно понять ведущий стратегический фокус: продуктово-центричный, клиенто-центричный или операционно-центричный.
  2. Выбор организационных способностей. Поиск ключевых способностей, которые нужно развить для поддержки стратегии.
  3. Выбор организационного дизайна. Выбор рекомендаций по организационному дизайну из трех категорий: структура, координация и интеграция, люди.
  4. Развитие и корректировка способностей. Внедрение изменений, регулярный обзор и корректировка развития выбранных организационных способностей.
Этот подход в деталях раскрываем на тренинге Designing Agile Organizations (DAO). Designing Agile Organizations (DAO) это системный подход к дизайну организаций через создание уникального, учитывающего контекст и стратегию организации, процесса трансформации. Он включает сотрудников в процесс дизайна, создает эффект “владения” и снижает сопротивление изменениям.
Дизайн организации