Основные трудности в освоении Скрама возникают при фасилитации событий. Особенно сложны кейсы масштабируемого Скрама, когда Scrum Teams с общим Product Owner разрабатывают один продукт. В статье детально описываем кейс Sprint Planning в Nexus из 8-ми команд. Статья полезна всем, кто имеет отношение к масштабируемой разработке в Скраме.
Контекст
В продуктовой группе из 60+ человек работают 8 команд, используя фреймворк Nexus. У команд общий Product Owner и Product Backlog. К сожалению, команды не кросс-функциональны на 100%, между ними существуют зависимости, в том числе, от внешних поставщиков.
![upload in progress, 0](https://static.tildacdn.com/tild6363-6663-4239-b436-333864323234/D1-WjmboYsBvkwMc1Zt2.png)
Организационный дизайн отражен на рис. 1.1 и это пример профессионального масштабируемого Скрама:
Если Scrum Teams становятся слишком большими, участникам следует рассмотреть возможность реорганизации в несколько сплоченных Scrum Teams, каждая из которых сфокусирована на одном и том же продукте. Следовательно, у них должна быть та же Product Goal, тот же Product Backlog, тот же Product Owner (Руководство по Скраму, 2020).
Планирование Спринта в Nexus
Концептуально Sprint Planning в масштабируемом Скраме остается тем же. В таблице событие показано в разрезе эмпирического контроля.
Цель — создание плана координации между командами в Спринте для достижения Nexus Sprint Goal. Для этого создается совместный верхнеуровневый план работ (Nexus Sprint Backlog) с визуализацией зависимостей и индивидуальные планы команд (Sprint Backlogs).
Поиск Nexus Sprint Goal #1 (20 мин)
Мы пригласили Scrum Teams в большой амфитеатр и начали с обсуждения агенды и цели события. Ответив на несколько уточняющих вопросов, приступили к основной части.
![](https://static.tildacdn.com/tild6132-6430-4635-a466-393635633238/image.png)
Накануне мы попросили Product Owner подумать о возможных целях на Спринт (business objective). Он предложило командам три варианта, объяснив их важность и связь с Product Goal. Во время открытой дискуссии выяснилось, что две являются подцелями третьей. Scrum Master помогал фасилитировать дискуссию и вел записи на флип-чарте.
Формулировка командных целей на Спринт #2 (30 мин)
Мы предложили командам, принимая во внимание Nexus Sprint Goal и текущее состояние Product Backlog, сформулировать командные цели и верхнеуровневые задачи (forecast). Мы дали 20 мин и команды разошлись выполнять задание по своим станциям.
![](https://static.tildacdn.com/tild3863-3030-4562-a165-306330623331/image.png)
Во время упражнения Scrum Masters (3 на 8 команд) перемещались между командами, подсказывая, направляя и стимулируя взаимодействие. Три команды поставить себе общую Sprint Goal.
Создание дерева целей #3 (20 мин)
Вернувшись в амфитеатр, мы попросили представителей команд представить сформулированные цели и визуализировать связи между ними и Nexus Sprint Goal в виде дерева на магнитной доске.
![](https://static.tildacdn.com/tild6139-6233-4531-b964-663066346230/image.png)
Во время представления выявились новые взаимозависимости четыре Sprint Goal были помечены значками восклицательных знаков. Договорились их уточнить после детального планирования на уровне команд.
Создание командных Sprint Backlog(s) #4 (60 мин)
Перед тем, как отправить команды на детальное планирование, мы напомнили им о том, что:
- На выходе у них должен быть Sprint Backlog.
- По выявлении зависимостей они могут синхронизироваться с другими командами в течение часа.
- Можно обновлять и переформулировать Sprint Goal.
- Нужно поместить прогноз на Nexus Sprint Backlog.
![](https://static.tildacdn.com/tild3739-3034-4132-a162-656136373432/image.png)
Scrum Masters перемещались между станциями, помогая командам. Мы наблюдали за тем, как три команды “расшивали” вместе зависимости в течение получаса, и только после этого разошлись по своим станциям. Также мы стали свидетелями того, как неожиданно четыре команды объединились в Спринте под одной Sprint Goal. Самоорганизация в действии нас приятно удивила!
Создание Nexus Sprint Backlog и уточнение целей #5 (10 мин)
Через час мы снова встретились в общем пространстве, чтобы перейти к финальной части планирования. Представители команд перенесли прогноз на Спринт на общий для продуктовой группы артефакт, который в Nexus называется Nexus Sprint Backlog. Он представляет верхнеуровневый план работ команд в едином месте с визуализаций зависимостей. Мы использовали такую агенду для визуализации зависимостей.
![](https://static.tildacdn.com/tild6137-3861-4537-a335-623236373363/image.png)
Команды зачитали обновленные Sprint Goals(s). И, как вишенка на торте, проголосовали за достижение общей Цели Спринта точками на флип-чарте. Итого, Планирование Спринта на 8 команд заняло у нас 3 ч. 20 мин.
![](https://static.tildacdn.com/tild6134-3736-4639-a634-663363623766/image.png)
Факторы успеха
Анализируя прошедшее событие, мы выделяем несколько факторов, которые влияют успешность Sprint Planning:
- Качественный
- Cross-Team Refinement (PBR)
- , который приводит к тому, что верхушка Product Backlog находится в состоянии ready.
- Правильное и достаточно широкое определение продукта (закрывает потребности рынка, имеет покупателя/пользователя за границами организации, PnL)
- Product Owner представитель бизнеса (в нашем случае CEO), понимающий рынок, отвечающий на стратегию и видение, продукта, PnL/ROI.
- Качественная фасилитация больших групп.
- Тщательная подготовка (план, визуализация, координация между Scrum Masters).
Надеюсь, что такое детальное описание фасилитации Sprint Planning было вам полезно и вы что-то вынесли для себя. Удачных вам фасилитаций!
Scrum ON!