Эта первая из серии статей, посвященных ценностям Скрама. В первой части мы обсудим важность и место ценностей Скрама в фреймворке, их влияние на эмпирический контроль. В следующих частях я опишу алгоритм, с помощью которого Скрам-команды проясняют ценности, а затем калибруют свое поведение. Мы научимся давать и принимать обратную связь в команде и устранять препятствия, мешающие проявлению ценностей Скрама, на уровне организации.
Дух игры
Ценности впервые были описаны в книге Кен Швабера и Майкла Биддла “Agile Software Development With Scrum” (2001). На вопрос “зачем ценности в Скраме?” у меня есть несколько ответов. Во первых, ценности определяют дух игры: культуру, незримую составляющую, маяки, на которые можно опереться в случае отсутствия полной ясности. Это этический и моральный кодекс Скрама.
Описание фреймворка умещается на семнадцати страницах. Но оно не описывают все ситуации, с которыми столкнутся команды. Ценности похожи на принципы фэйр-плей в спорте.
В матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сборная СССР встречалась со сборной Уругвая, и в одном из эпизодов советская команда забила гол, причем мяч влетел в ворота уругвайцев через дырку в сетке, сбоку от штанги. Сборная Уругвая выразила протест решению судьи засчитать гол, и в дело также вмешался Игорь Нетто, который показывал, что забитый советской командой мяч не должен быть засчитан. Судья после разговоров с уругвайцами и Нетто отменил взятие ворот (Википедия).
Качественные взаимоотношения
Правила игры в Руководстве по Скраму описывают артефакты, роли, события и правила, связывающие их: организационный дизайн и поток создания ценности. Ценности проявляются на уровне конкретного измеримого поведения. Именно поведение людей определяет качество взаимоотношений в команде и влияет на вовлеченность и мотивацию, желание достигать командных целей и, в конце концов, успешность организации. Без ценностей Скрам легко превращается карго-культ — механическое следования правилам и церемониям. Вы наверняка встречали такой Скрам и у него много имен: зомби-Скрам, механический-Скрам, псевдо-Скрам и т.д.
Доверие и эмпирический контроль
На тренингах Professional Scrum Master (PSM) и Professional Scrum Master II (PSMII) мы используем метафору дома Скрама для объяснения принципов, лежащих в основе фреймворка. Дом Скрама изображен на картинке ниже. Пять ценностей — открытость, смелость, преданность, фокус и уважение — фундамент здания.
Когда поведение соответствует ценностям Скрама, возникает атмосфера доверия и психологической безопасности. Исследования показывают, что именно психологическая безопасность является главным условием, определяющим эффективность команды. Что это такое? Работая в организациях, мы становимся частью социальных систем. Когда мы присутствуем на встречах, планерках, защищаем проекты и бюджеты, то каждый раз оцениваем возможные межличностные риски — вероятность показаться глупыми, высказав непопулярную мысль или задав вопрос. Мы социальные существа и боимся давления со стороны коллег.
Когда люди работают в комплексных средах и разрабатывают инновационные продукты, то неизбежно допускают ошибки. Это нормально. Но если их за это обвиняют и наказывают, то возникает страх. И тогда об ошибках предпочитают молчать. Прозрачность и понимание текущей ситуации снижается, а организация теряет возможность учиться. Системную диаграмму ниже я позаимствовал из статьи “Pocket Guide: Moving From Blame to Accountability”.
Кроме того, без психологической безопасности люди не берут на себя риски, что важно для создания инноваций.
Когда Скрам-команда живет ценностями Скрама (преданность, смелость, фокус, открытость и уважение), то столпы Скрама — прозрачность, инспекция и адаптация оживают и создают атмосферу доверия для всех (Руководство по Скраму).
Я часто слышу от руководителей высшего звена: “в нашей компании все проекты успешны” или “наши сотрудники никогда не допускают ошибок”. Этого просто не может быть в комплексной среде. Люди просто тратят энергию на создание фейковых отчетов и защиту вместо того, чтобы направить эту энергию на инновации и обучение.
История одной команды
Хочу поделиться историей Скрам-команды, смелость и открытость которой повлияла на всю организацию. За несколько часов до очередного Обзора Спринта ребята поняли, что функциональность, над которой они трудились в течение всего Спринта, не работает. На сервере висела критическая ошибка и команда не могла ее устранить. Скрам-мастер поинтересовалась, что команда собирается предпринять. Ребята сказали, что им стыдно идти на Обзор Спринта и они боятся опозориться. Скрам-мастер объяснила, что отсутствие результата тоже результат и пообещала поддержать команду. Ребята, все-таки, пришли на Обзор Спринта. С пылающими от волнения щеками, запинаясь, они показали экран с критической ошибкой и поделились тем, как собираются ее исправить. Генеральный директор (CEO), который присутствовал на Обзоре Спринта, заявил, что это самое лучшее выступление, которое он сегодня видел. Поддержка CEO сыграла ключевую роль в том, что на следующих Обзорах Спринта стало хорошей традицией рассказывать о своих ошибках. Команды даже стали вручать награду “за самую крупную ошибку Спринта”. Это пример того, как ценности Скрама, в частности, смелость и открытость, помогли организации поддерживать прозрачность, учиться и принимать адекватные решения.
Основные мысли статьи
Ценности Скрама — дух игры, маяки, на которые мы опираемся в случае отсутствия ясности. Они помогают принимать решения в ситуациях, которые не описываются правилами. Ценности проявляются на уровне конкретного поведения. Без ценностей Скрам превращается механический или зомби-Скрам. Следование ценностям Скрама создает атмосферу доверия и психологической безопасности. Когда люди берут на себя межличностные риски, то могут вступать продуктивный конфликт и учиться. Когда люди следуют ценностям Скрама, то появляется прозрачность и возможности для инспекции и адаптации.
Рекомендуемая литература
- Скрам-паттерн Fertile Soil.
- Скрам-паттерн The Spirit of the Game.
- Статья “Радикальная откровенность для Скрам-мастера”.
- Книга “Бесстрашная организация” Эми Эдмондсон.
- Статья “Pocket Guide: Moving From Blame to Accountability”