Существует миф о том, что Владелец Продукта выполняет тактическую работу: проясняет детали Бэклога Продукта и “разжевывает” требования для разработчиков, отвечает за сроки поставки. А Продакт менеджер мыслит стратегически и отвечает за бизнес и его развитие, видение продукта и бизнес-модель. Этот миф отводит Владельцу Продукта скромную роль “младшего брата”. Так ли это на самом деле?
Детальный разбор этого мифа вы также можете посмотреть в видео Product Owner vs. Product Manager!
Владелец Продукта на самом деле
Давайте посмотрим, что говорит про роль Владельца Продукта создатель Скрама — Кен Швабер:
- “Продакт менеджеры теперь становятся Владельцами Продуктов. Они несут ответственность за управление продуктами, Спринт за Спринтом, максимизируя ценность и контролируя риски. Они несут ответственность за успех или провал продукта перед высшим руководством.” (The Enterprise and Scrum)
- “Фокус Владельца Продукта заключается в возврате инвестиций (ROI)” (Agile Project Management with Scrum)
- “Я не предполагал, что Владелец Продукта станет бизнес-аналитиком, отвечающим за разработку требований” (блог-пост Product Owners, not proxies)
Владелец Продукта это и есть продакт менеджер, который использует движок Скрама для разработки своего продукта. Владелец Продукта отвечает за:
- Видение
- Стратегию продукта и бизнес модель
- Ценностное предложение
- Дорожную карту
- Маркетинговую стратегию
- Продажи
- Брендинг
- Запуск продукта
- И многое другое...
Владелец Продукта решает куда инвестировать доступные ему ресурсы и эти решения отражаются в порядке Бэклога Продукта. Мы любим называть Владельца Продукта mini-CEO.
Владелец Продукта — топ-менеджер
Если вы определили продукт и Владельца Продукта корректно, то этот человек должен оказаться топ-менеджером или работает напрямую с ним. Приведу несколько примеров:
В кейсе МТС Касса Владельцем Продукта стал технический директор компании (CTO). Размер продуктовой группы — 50 человек.
В инновационной строительной компании MightyBuildings Владельцем Продукта сначала был генеральный директор (CEO), затем технический директор (CTO). Размер продуктовой группы — 70 человек.
В одной телекоммуникационной компании, с которой мы работали, Владельцем Продукта стал продакт менеджер, который подчинялся непосредственно генеральному директору. Размер продуктовой группы — около 100 человек.
В кейсе Альфа Банк Украина Владельцем Продукта выступала вице-президент банка и руководила продуктовой группой из 100 человек.
Важно! Владелец Продукта в большой организации всегда работает в масштабируемом Скраме (LeSS или Nexus). И все потому, что в этой конфигурации с Владельцем Продукта работают десятки, а иногда и и сотни команд. Как при этом Владельцу Продукта не разорваться и остаться в живых, мы расскажем в следующих статьях нашего блога.