В этой статье я опишу что, с моей точки зрения, может обеспечить эффективность PBR в Скрам.
Почему PBR важен
PBR не является официальным событием в Скраме, но он снижает вариативность элементов Бэклога Продукта (PBI) перед тем как они попадут в Спринт. Когда верхние элементы Бэклога Продукта приходят в состояние “ready”, то в Спринте у команды возникает меньше “сюрпризов”, а вероятность достижения Цели Спринта возрастает.
Разработчики общаются с клиентами напрямую
Очень часто замечаю дисфункциональные имплементации Скрама, когда между разработчиками и рынком стоят промежуточные лица, препятствующие прямой коммуникации и являющиеся источником потерь. Примеры потерь:
- промежуточные артефакты (BRD, спецификации и т.д.);
- многочисленные передачи, как результат, искажение и потеря информации;
- низкая скорость принятия решений;
- отсутствие эмпатии у разработчиков по отношению к клиентам/пользователям продукта;
- непонимание разработчиками бизнес-домена.
![](https://static.tildacdn.com/tild6462-6238-4237-b438-636164643137/image.png)
Стейкхолдеры (внутренние, клиенты, пользователи) в хорошем Скраме общаются с Командой Разработки напрямую. Интервью с пользователями, уточнение требований напрямую со стейкхолдерами является нормальной активностью Команды Разработки.
![](https://static.tildacdn.com/tild3066-6232-4237-a138-303337643631/image.png)
Такой подход лежит в основе масштабируемого Скрама. Когда продукт разрабатывают много команд, то у Владельца Продукта не хватает времени на прояснение элементов Бэклога Продукта. Он делегирует эту активность командам и оставляет за собой упорядочивание Бэклога Продукта.
В масштабируемом Скраме команды выясняют детали требований напрямую со стейкхолдерами. Владелец Продукта оставляет за собой упорядочивание Бэклога Продукта.
Команда в полном составе присутствует на PBR
Некоторые команды высылают на PBR представителей. Несмотря на то, что такой подход работает в некоторых контекстах, у него есть побочные эффекты. Создаются вынужденные передачи и потери. Знания об элементах Бэклога Продукта находятся в головах лишь у нескольких лиц. Этого можно избежать, если на PBR присутствуют все участники команды.
Анализом занимается вся команда, не бизнес-аналитики
Еще один анти-паттерн, который я часто наблюдаю — выделенные бизнес-аналитики, занимающиеся только бизнес анализом. Они служат прокси между стейкхолдерами и командой. Часто в такой структуре в Спринте N-1 проводится бизнес-анализ, а в Спринте N непосредственно сама разработка (код, тестирование и т.д.).
Бизнес-анализ является одной из функций в команде и за нее отвечают все, а не выделенный бизнес-аналитик. Более того, возвращаясь к оригинальной концепции Скрама, Команда Разработки выполняет все активности, начиная от интервью с пользователями до поставки на рынок ценности и поддержки продукта. Работы максимально распараллеливаются. Для этого команда самоорганизуется и использует различные техники. Например, парное программирование, Swarming, моб-программирование.
![](https://static.tildacdn.com/tild3962-6264-4739-b537-343930663666/image.png)
Пример эффективного PBR
Ниже я детально опишу, как мы проводили один из PBR-ов. Контекст — продуктовая группа (≅30 человек), разрабатывающая один продукт. Соответственно, имеем один Бэклог Продукта и одного Владельца Продукта. На встречу приглашены две команды разработчиков (14 человек), стейкхолдеры из смежных подразделений, которые выступали главными заказчиками функциональности. Мы хотели, чтобы разработчики напрямую уточнили требования со стейкхолдерами.
![](https://static.tildacdn.com/tild3639-6332-4865-b664-383538333933/image.png)
Цель, желаемые результаты, рабочие договоренности. (5 мин)
Любая эффективная встреча начинается с определения ее цели и желаемых результатов. В нашем случае цель звучала так: “декомпозировать огромную фичу, приоритезировать полученные элементы, определить минимальный необходимый набор функциональности (MVP) для реализации”. Мы договорились о том, что встреча займет не более 2х часов и через час сделаем перерыв.
Верхнеуровневое выравнивание (10 мин)
В открытой дискуссии мы потратили не более 10 мин на обсуждение фичи в формате: Кто, Что и Зачем.
- Кто: на какой сегмент клиентов ориентирована фича
- Что: верхнеуровневый скоуп работ и что туда входит
- Зачем: какая потребность закрывается функциональностью и какая бизнес-ценность создается.
![](https://static.tildacdn.com/tild3634-3766-4861-b138-373836616561/image.png)
Формируем смешанные группы (5 мин)
Общение в малых группах проходит эффективно, когда в них есть как минимум один стейкхолдер и представители разных команд. Нам удалось сформировать 3 такие смешанные группы. Каждая группа сформировала станцию в общем помещение и продолжила работу.
![](https://static.tildacdn.com/tild3736-3438-4135-b130-653438303735/image.png)
Первый раунд: разбиение (20 мин)
Мы попросили команды на выходе получить дерево с вариантами разбиения. Сверху помещается изначальное требование. Затем подбираем подходящий паттерн разбиения, получаем следующий уровень. И так далее.
![](https://static.tildacdn.com/tild6237-3838-4438-b733-363266396231/image.png)
Второй раунд: переход на соседнюю станцию (5 мин)
Так как в предыдущем раунде все группы работали над одним и тем же заданием, то мы попросили команды оставить одного представителя на месте, а остальных перейти по часовой стрелке к следующей станции. Это нужно для того, чтобы узнать, что делали другие команды, а также для получения обратной связи.
Перерыв (10 мин)
Вовлеченно работать более 50-60 минут тяжело. Даже если участники говорят нам о том, что они не устали и готовы работать дальше, мы настаиваем на небольшом перерыве. Чай, кофе и глюкоза (конфеты, печенье) очень полезны. Тем ни менее, хороший знак, если кто-то остается на станциях и продолжает работать. Это сигнал высокой вовлеченности. Значит PBR эффективен.
Третий раунд: завершение разбиения (20 мин)
После перерыва мы дали еще 20 минут на то, чтобы завершить разбиение. Цель в том, чтобы получить небольшие элементы Бэклога Продукта, которые могут быть завершены в Спринте (“ready”). Ниже один из вариантов разбиения, который получился у одной из групп:
![](https://static.tildacdn.com/tild3330-6463-4032-a461-346135383531/image.png)
Четвертый раунд: представление результатов (20 мин)
Группы по очереди представляют свои варианты разбиения в открытой дискуссии. Интересно, что они пришли к аналогичным результатам. Минимальный набор фич (MVP) оказался на удивление мал. Главным инсайтом PBR оказалось то, что основную бизнес-ценность можно достичь относительно небольшими усилиями. Все согласились с тем, что формат проведения PBR оказался очень эффективным. Когда разработчики напрямую общаются с представителями бизнеса, работая со стикерами и маркерами, фиксируя результаты на листах бумаги, результаты оказываются просто удивительными.
![](https://static.tildacdn.com/tild6566-3430-4333-b034-316161386234/image.png)
Основные мысли
- Стейкхолдеры, пользователи и разработчики общаются напрямую.
- Полезно, когда на PBR присутствует Команда(ы) Разработки в полном составе.
- За бизнес-анализ, как и другие функции, отвечает целиком Команда Разработки, нет выделенных бизнес-аналитиков.
- В больших продуктах уточнением Бэклога Продукта занимаются разработчики, а Владелец Продукта оставляет за собой определение порядка элементов Бэклога Продукта (PBI).
- PBR эффективно проводить, используя форматы малых групп, мирового кафе, циклы “схождения-расхождения”.